Высоковольтные линии электропередач – опасные объекты, работать вблизи которых надо с осторожностью и соблюдением норм безопасности. Работы крана вблизи ЛЭП ведут, только если расстояние до линий электропередач не будет меньше 30 м. Иначе требуются допуски.
Содержание материала
Правила работы крана вблизи ЛЭП
Когда работа крана вблизи ЛЭП ближе 30 метров, то оператору требуется получить наряд-допуск, в котором будут определены безопасные условия труда. Расстояние высчитывается таким образом.
В расчет берется расстояние от выдвижной части подъемного крана в любом ее положении, от груза, подвешенного на стреле, до вертикальной плоскости, которая образуется от проекции, проведенной от кабеля под прямым углом до земли.
По воздушной линии электропередач должно протекать не менее 42 Вольт.
Приказы владельцев крана и подрядчиков устанавливают порядок организации производства рядом с линиями электропередач, выдачи инструктажа рабочих и наряд-допуска.
При составлении наряд-допуска учитываются стандарты и правила безопасности, прописанные в ГОСТ 12.1.013—78, который переиздавался в апреле 2001 года.
Организация, выдающая наряд, определяет время действия. Наряд-допуск получает крановщик на руки, непосредственно перед работами. Исполнителю, то есть крановщику, запрещается самовольно выбирать место установки крана рядом с ЛЭП и проводить непосредственно установку.
Этот момент отмечается записью в путевом листе. Если потребуется физическое перемещение крана с одного места на другое, составляется и выдают новый допуск.
Лицо указывает крановщику точное место, в котором должен быть установлен кран, обеспечивает выполнение условий труда, оговоренных в выданном наряд-допуске. Затем вносят запись в вахтенный журнал крановщика о том, что разрешение выдано.
Если работа выполняется в охранной зоне электропередач, в пределах разрывов, которые установлены «Правилами охраны высоковольтных электросетей», наряд-допуск не может быть выдан без согласования с организацией, эксплуатирующей линий электропередач.
К охранным зонам ЛЭП относятся участки земли и пространства, находящиеся между плоскостями, расположенными по сторонам от вертикальных проекций на землю крайних проводов – все графически нарисовано на схеме сверху.
Чем выше напряжение сети, тем большими будут отступы:
- До 1кВ – 2 метра.
- От 1 до 20кВ – 10 метров.
- 35кВ – 15 метров.
- 110кВ – 20 метров.
- От 150 до 220кВ – 25 метров.
- От 330 до 500кВ – 30 метров.
- 750кВ – 40 метров.
- 1150кВ – 50 метров.
При этом расстояние от крайних проводов до крана и переносимого груза будет составлять:
- До 1кВ – 1,5 метра.
- От 1 до 20кВ – 2 метра.
- До 110кВ – 4 метра.
- От 110 до 220кВ – 5 метров.
- 330кВ – 6 метров.
- До 800 кВ – 9 метров.
О нормах расстояния между опорами ЛЭП читайте в нашей статье.
Когда крановщики состоят в штате энергетического предприятия, а работы выполняются персоналом, который и эксплуатирует электроустановки, то наряд допуск на работу самоходных кранов вблизи высоковольтных линий электропередач будет выдаваться по нормам и порядкам, установленным в отрасли.
Работа может выполняться и под неподключенными электрическими проводами городского транспорта (троллейбус, трамваи). Допуск разрешается, если расстояние между контактными проводами и стрелой крана не меньше 1000 мм или 1-го метра.
При этом надо делать упор (ограничитель), который не даст этому расстоянию стать меньше. Он ограничивает максимальную высоту подъема стрелы у крана. Оно показано на следующей фотографии.
Составленный наряд-допуск должен быть подписан главным инженером, руководителем, или иным ответственным лицом, утвержденным приказом.
Предприятие, которое будет работать вблизи ЛЭП, должно согласовать свои действия, порядок и безопасность работ с владельцем электрической сети. Если напряжение сети меньше 1кВ, то запрос на согласование подается не менее чем за 3 суток. Когда напряжение выше – 12 суток.
Наряд-допуск составляется в 2-х экземплярах. Один из них — на хранении у лица, отвечающего за безопасность работ кранового оборудования, а второй выдают на руки крановщику для непосредственного ознакомления.
Ведется регистрация наряд-допусков в отдельном журнале. Срок хранения вторых экземпляров, которые находятся и лица, отвечающего за безопасность, составляет 12 месяцев.
Порядок работы кранов вблизи линии электропередач
Крановщик, заехавший на объект, сначала должен представиться лицу, отвечающему за безопасность. Он дает ему удостоверение машиниста автокрана, путевой лист и вахтенный журнал.
Ответственное лицо проверяет записи об исправном состоянии крана, имеющиеся в путевом листе и вахтенном журнале. Обращает внимание на трафаретную надпись на кабине крана о сроках частичного и полного технического осмотра.
Потом машинист знакомится с характером работы и условиями их безопасного производства.
Устанавливать стреловые краны непосредственно под воздушной линией электропередач и выполнять так работу запрещено.
Установка крана вблизи ЛЭП идет только на специально подготовленной и утрамбованной площадке. Делать установку на рыхлом основании, наклонной плоскости под углом, превышающим градус в паспорте крана, запрещено.
При необходимости установки крана на выносные опоры, он должен быть установлен на все опоры. Под них подкладываются прочные и устойчивые прокладки, являющие инвентарной принадлежностью установки.
Машинист совместно со стропальщиками обязан проверить исправность стропов, на которых должны быть бирки с указанием номера и даты испытаний. Проверяются на исправность предохранительные замки на крюках.
Лицо, ответственное за безопасность, дает команду машинисту привести кран в рабочее положение. Убедившись, что все стропы одинаковой длины, и ни одна из них не достает до земли, лицо, отвечающее за безопасность, отдает команду на поворот стрелы и начало работ.
Затем выполняется строповка, о которой будет рассказано в следующей главе.
Вернуться к оглавлениюТакелажные и стропальные работы – меры обеспечения безопасности при работе рядом с ЛЭП
Данные виды работ предполагают разные ситуации, для которых прописаны свои требования и нормы. Рассмотрим их все по отдельности.
Перемещение груза с находящимися на нем людьми и только людей
Такие перемещения запрещены Правилами устройства грузоподъемных кранов и их эксплуатации.
Манипуляция может быть проведена в порядке исключения, когда выдана инструкция и получено согласование с органами российского Гостехнадзора.
При этом может использоваться только кран мостового типа и должна быть оборудована кабина, которая обеспечит полную безопасность людей. Требования по безопасности кабины разрабатываются отдельно.
Так как мостовые краны являются стационарными (с ограниченным передвижением), их вблизи ЛЭП не используют. А значит, данная манипуляция в рассматриваемой ситуации полностью исключается.
Перемещение груза над строениями, внутри которых находятся люди
Над перекрытиями производственных, служебных и жилых помещений, в которых в данный момент могут находиться люди, перемещение грузов запрещено.
Мероприятие может быть организовано, но только после получения на то разрешения от органов Гостехнадзора, разработки соответствующих мероприятий, обеспечивающие полную безопасность людей и имущества.
Строповка грузов в стесненном пространстве
Кранам приходится работать не только на открытых площадках. Иногда работа выполняется в непосредственной близости от стен, колонн, станков, штабелей, железнодорожных вагонов. Не допускают нахождение людей в зоне между поднимаемым грузом и объектами.
Требование выполняется при подъеме и опускании груза.
Определение опасных зон
Каждый рабочий, находящийся рядом с краном, должен быть проинформирован об опасных зонах, в которых нельзя находиться во время работы крана. Естественно, и крановщик ориентируется на эти зоны:
- Между строениями, штабелями, прочими препятствиями и поворотной башней крана должно соблюдаться минимальное расстояние в 1 метр.
- Опасными зонами также считаются участки, над которыми идет перемещение грузов. Определяются они как расстояние от крайней точки горизонтально построенной проекции наименьшего наружного габаритного размера груза, или от стены строения с прибавлением наибольшего габаритного размера груза, который падает, и минимального отлета груза в сторону при его падении.
Это все сложно понять при словесном описании, поэтому рассмотрите следующую картинку, на которой все показано наглядно.
Используя эти данные, производится расчет по формуле.
Строповка грузов на высоте
Чтобы обеспечить безопасность персонала и техники при строповке или расстроповке грузов на высоте, необходимо выполнить следующее:
- Применяются устройства автоматической и дистанционной строповки грузозахватных устройств.
- Рабочие места обеспечиваются всеми необходимыми средствами коллективной и индивидуальной защиты. К таковым относят леса, ограждения, подмостки, страховочные пояса и прочее.
- Укрупнительная сборка оборудования и различных конструкций, подъем которых будет осуществляться, выполняется на земле.
- Рабочие места, находящиеся на высоте, должны поддерживаться в надлежащем состоянии. На них не должно быть наледи, снега, мусора и посторонних предметов, которые могут помешать работе.
Перемещение и подъем опасных грузов
Особое внимание к соблюдению техники безопасности вблизи ЛЭП, да и не только, необходимо проявлять при перемещении опасных грузов. К таковым относятся вещества, изделия и материалы, которые обладают свойствами, способными в процессе перемещения привести в определенных условиях к гибели, отравлению, получению травмы, заболеванию, облучению, пожару взрыву, повреждения техники и зданий.
К таким работам допускаются только люди, прошедшие предварительное медицинское обследование. Категория их здоровья должна соответствовать характеру деятельности.
Все требования определяются государственными стандартами. Также крановщики и прочий персонал проходят соответствующее техническое обучение.
После его прохождения происходит аттестация. Данный класс работников должен быть обучен оказывать первую доврачебную помощь.
Вернуться к оглавлениюПеремещение груза несколькими кранами
Это сложная манипуляция, которую также может потребоваться выполнить рядом с линиями электропередач. Можно ее проводить только при непосредственном руководстве лицом, отвечающим за безопасность, выполняемых кранами.
Еще ориентируются на проект производства или технологическую карту, в которых приводятся допустимые схемы строповки, перемещения груза, применяемые меры безопасности и порядок проведения работы.
Рекомендуют применять однотипные краны и траверсы. Основная опасность возникает при неравномерном распределении нагрузок между кранами. Еще может произойти расцепление строп или раскачивание груза, ведь канаты часто находятся в наклонном положении.
Перед работами каждый крановщик инструктируется о скорости подъема груза, максимальной высоте и условных сигналах, которые будут применяться.
Вернуться к оглавлениюВидео: охранная зона ЛЭП и правила работы автокрана
Завершение
Соблюдение всех правил при работе вблизи линий электропередач – это не просто слова. Такие объекты являются повышенными источниками опасности для жизни и здоровья крановщиков и другого персонала. Все обязаны проходить инструктаж. За несоблюдение правил на строительной площадке в 2024 году определенные лица несут ответственность, вплоть до уголовной.