Светофор – сигнализирующее устройство, которым регулируется движение всех видов транспорта. Первое устройство, упорядочивающее автодорожное движение, в СССР появилось в 1930 году.
Только через 30 лет, в целях безопасности переходящих через дороги людей, стали устанавливаться и пешеходные варианты, которые за прошедшие годы кое в чем изменились. Они имеют внешние отличия и определенную высоту установки по ГОСТу.
Вернуться к оглавлениюСодержание материала
Тип светофора имеет значение
Установка устройств, регулирующих дорожные потоки, регламентируется требованиями стандарта. Выбор места и высота подвеса зависит от назначения.
На улице есть две группы участников движения – на колёсах и «безлошадные». Перемещение и тех, и других должно быть упорядоченным, поэтому и создано 2 варианта светофоров: для транспорта обозначают литерой Т, для пешеходов – П.
Внутри каждой группы есть типы и виды исполнения. Каждому присвоена маркировка: после буквы принадлежности к группе идёт индекс, в котором зашифрован тип устройства, вариант его исполнения и конструкция.
Разновидности световых регуляторов движения
Помимо высоты установки светофора по ГОСТу есть и другая разница между приборами:
Вернуться к оглавлениюОсобенности размещения
Место установки и высоту светофора подбирают расчётом, чтобы сигнал хорошо просматривался со 100 метров — независимо от полосы, в пределах которой он нивелирует движение.
Для чёткой видимости с определённого расстояния, само устройство и его вспомогательные секции оборудуют белыми, выступающими за их габариты минимум на 12 см, экранами.
Если, несмотря на все принятые меры, сигнал издалека не просматривается, рядом с перекрёстком ставят такой знак «Светофорное регулирование».
Это касается световых устройств, регулирующих потоки транспорта, кроме повторителей сигнала и велосипедных. Для последних видимость должна быть обеспечена при нахождении водителя на линии «Стоп» или перед соответствующим знаком.
При передвижении по реверсивно регулируемым полосам дороги, оснащаемым светофорами типа Т*4, сигнал должен просматриваться вплоть до следующей точки регулировки.
Пешеходные сигнализаторы ставят по обе стороны улицы между бровкой дороги и тротуаром.
Когда на дороге есть разделяющая полоса или приподнятый над её плоскостью островок, дополнительные светофоры предусматривают и на них.
На регулируемых перекрёстках светофорами оборудуют все, предназначенные для перемещения людей переходы.
Уровень подвеса
Высота светофорного устройства измеряется от нижней кромки, до уровня дорожного покрытия:
- При установке поверху от земли до прибора предусматривается разрыв 5-6 м. Но, если этого недостаточно для хорошего обзора, допускается и 8 метров.
- Когда сигнализирующее устройство сбоку от дороги, его высота на мачте 2-3 метра. Повторяющее сигнал устройство располагается на полметра ниже основного.
- На трамвайных путях и других полосах для специального транспорта, светофоры подвешивают в пределах 2-4 метра от земли.
- Приборы, устанавливаемые для пешеходов, выше 2,5 метров не поднимают.
- Если для участников одного транспортного потока в одной точке устанавливается несколько типов регулирующих устройств, их располагают на мачтовой опоре в такой последовательности (снизу вверх): сначала повторители сигнала, потом пешеходные, за ними основные транспортные.
- Светофор для регуляции пешеходного потока может быть удалён от бровки дорожного полотна на 5 м, но только если обеспечена хорошая видимость сигнала.
- От поверхности проезжей части до навешенного поверху светофорного устройства не должно быть меньше 4-х метров.
- При его установке на обочине расстояние от сигнализатора до края дороги минимум 50 см, максимум 200 см.
Стандарт рекомендует соблюдать одинаковые расстояния установки на всём протяжении дороги.