План эвакуации больницы является официальным документом, от качества составления которого зависит жизнь персонала заведения и посетителей. При этом следует учитывать, что многие больные, пришедшие на прием, имеют серьезные проблемы со здоровьем, что не позволит им быстро и организованно покинуть здание. Мало того, такой контингент посетителей может значительно затруднить передвижение остальных людей по лестничным пролетам и коридорам.
Исходя из этого, план эвакуации поликлиники, больницы или диспансера должен быть продуман до мелочей. Рассчитать его необходимо на одновременное пребывание в здании максимального количества медицинского персонала и больных, как это бывает в утренние часы.
Вернуться к оглавлениюСодержание материала
Общие правила оформления плана эвакуации
Это довольно объемный пакет документов, который включает в себя описание действий врачей, пациентов, коммунальных служб и пожарной команды. Согласно действующим правилам такой документ состоит из двух частей: текстовой и графической. Графическая часть представляет собой подборку схем, на которых нанесен подробный план всего здания вплоть до каждого кабинета. В основном схемы предназначены для посетителей поликлиники. Они содержат краткую и понятную информацию о порядке действий в критических ситуациях.
Текстовая часть (пояснительная записка) изготавливается в виде таблиц на компьютере или заполняется от руки. В подготовке пожарной документации принимают участие все заинтересованные лица лечебного заведения. Руководит этим процессом заместитель главного врача. Он ставит свою подпись под документом. Утверждает его главврач.
Перед этим план эвакуации необходимо согласовать с пожарной охраной. Только после этого он обретет законную силу. Подписи представителя пожарной охраны и руководителя лечебного учреждения заверяются печатями.
Вернуться к оглавлениюЧто включает в себя графическая часть
Основным графическим документом является общая схема эвакуации здания при пожаре. Она состоит из общего поэтажного плана здания, на котором нанесены все комнаты, коридоры и лестничные пролеты.
Хранится графическая часть плана у дежурного по объекту.
В любой момент документ должен быть предоставлен руководителю тушения пожара для выполнения им своих функций. После того как будет составлена общая схема, на ее основе выполняются схемы такого типа и назначения:
- Этажные. Схемы выполняются для каждого этажа. Указываются все имеющиеся в наличии пути, по которым можно покинуть уровень и здание. В случае необходимости, на видном месте вывешивается несколько этажных схем эвакуации.
- Локальные. Такие выписки делаются для отсеков, крыльев и отдельно размещенных отделений. Вывешиваются они в рамках справа или слева от всех дверей.
- Секционные. Отображают информацию и вывешиваются в помещениях, имеющих большую площадь и сложную планировку.
Схемы должны быть достаточно большими, наглядными и понятными, чтобы любой человек сразу понял, что ему нужно делать.
Исходя из этого, согласно требованиям ГОСТ, их размер должен быть 60х40 см для этажей и 40х30 см для отдельных помещений. Бумага помещается в рамку и закрывается стеклом.
На схеме плана эвакуации обозначается такая информация:
- все комнаты, включая санузлы, архивы и кладовки;
- проекты внутренних и внешних лестниц;
- коридоры, площадки и проходы;
- основные, запасные и пожарные двери;
- лифтовые шахты;
- система вентиляции.
Вся обстановка наносится исключительно черным цветом. Помещения подписываются или нумеруются. Экспликация отображается на свободном месте схемы.
Если запасной выход закрыт, то указывается должностное лицо, у которого хранится ключ. В оформлении графической части применяются определенные условные обозначения.
Так, красным цветом обозначается все, что связано со средствами пожарной охраны: огнетушители, пожарные посты, гидранты, кнопки подачи сигнала тревоги и включения системы пожаротушения.
Зеленым цветом обозначаются пути эвакуации людей, находящихся в клинике. Рисуются основные и запасные пути выхода, двери, люки и пункт сбора. Делается примечание, что резервные маршруты используются только в крайнем случае.
Вернуться к оглавлениюСодержание пояснительной записки
Текстовая часть плана эвакуации лечебного заведения выполняется на стандартных листах формата А4. Этот документ предназначен исключительно для персонала поликлиники. Его структура должна содержать такую информацию:
- Порядок вызова пожарного расчета. Сделать это может любой сотрудник, обнаруживший признаки возгорания и находящийся рядом с телефоном. Приводится вариант сообщения.
- Способ оповещения о нештатной ситуации сотрудников и посетителей. Назначается человек, который имеет право подать звуковой и голосовой сигнал о начале эвакуации. Для того чтобы избежать суеты и паники, рекомендуется доводить до людей завуалированную информацию (например, прорыв водопровода или системы отопления).
- Последовательность действий сотрудников заведения. Она состоит из таких мероприятий, как оценка ситуации, рекогносцировка состояния путей эвакуации и мест сбора. Действия старшего по помещению должны начинаться с инструктажа посетителей. Затем указывается порядок прохождения по лестницам и коридорам. После прибытия в пункт сбора проверяется наличие людей, проводится оказание им первой помощи. Принимаются меры по поиску потерявшихся.
- Руководство по тушению пожара. Для этого привлекается весь персонал, не задействованный в эвакуации больных. Обращается внимание на меры безопасности при ликвидации или локализации очагов возгорания.
- Эвакуация ценного имущества. В плане указываются места, откуда, что и куда нужно перенести. Описывается порядок охраны спасенных ценностей.
Для того чтобы план эвакуации сохранял свою актуальность, он регулярно уточняется. Это предполагает внесение изменений в схемы сразу после перепланировок.
изготовление плана схемы территории медицынского учреждения