План эвакуации административного здания является документом, который должен быть во всех административных, хозяйственных и коммерческих зданиях. Он регламентирует порядок действия персонала учреждения и его посетителей при обнаружении признаков возникновения пожара. Учитывая то, что огонь распространяется необычайно быстро, план эвакуации здания должен быть продуман до мелочей, отработан качественно, подробно, с учетом всех нюансов, которые могут возникнуть при пожаре.
Создавая этот документ, его автор обязан предусмотреть все варианты возгорания, распространения огня и дыма, особенности строения и человеческий фактор. План должен быть точным и понятным с первого раза. Кроме того, он понадобится пожарным расчетам для проведения мероприятий по ликвидации огня, движения по этажам и поискам людей в помещениях.
Порядок действий, описанный в документе, является обязательным для сотрудников учреждения.
Для того, чтобы их действия были четкими и осмысленными, руководитель заведения обязан довести план до каждого человека, с определенной периодичностью проводить тренировки и учения по порядку действий при возникновении пожара.
Вернуться к оглавлениюСодержание материала
Правила составления планов эвакуации
Согласно действующим правилам системы пожарной безопасности, планы эвакуации должны составляться для всех нежилых помещений, где работают 10 человек и более.
Это обязательное требование, невыполнение которого карается в установленном законом порядке. Более подробно перечень таких помещений расписан в ГОСТ Р 12.2.143-2009.
Вот, какие группы строений и помещений должны иметь документацию о порядке действий при обнаружении пожара:
- Предприятия по обслуживанию населения и оказанию каких-либо услуг. К ним относятся все виды мастерских, парикмахерские, салоны красоты, консультационные центры и приравненные к ним организации. На эти заведения распространяются указанные требования, если они имеют площадь более 300 кв.м и находятся на первых этажах жилых зданий.
- Банковские учреждения, пункты приема платежей, предоставления финансовых услуг, площадь которых превышает 800 кв.м.
- Точки общественного питания. К ним относятся кафе, столовые, рестораны и бары с расчетной вместимостью на 50 мест и более, независимо от расположения заведения.
- Музей, выставочные центры и залы, художественные галереи и подобные им заведения. Планы эвакуации необходимы, если расчетная вместимость всех помещений превышает 500 человек.
- Спортивные комплексы, клубы и закрытые стадионы, расположенные в отдельном строении, при условии нахождения в них одновременно более 10 человек.
- Все типы детских садов, школ, училищ, институтов и университетов, независимо от количества этажей, штатного персонала и учащихся.
- Общественные и частные бани любого расположения из расчета нахождения в них более 20 человек.
- Лечебные учреждения (санатории, профилактории, диспансеры, больницы, госпитали и лечебницы), дома отдыха и приюты с расчетной вместимостью 50 человек и более.
- Развлекательные заведения типа клубов, танцевальных площадок и дискотек, площадь которых превышает 400 кв.м.
Если у руководителя созданного предприятия имеются сомнения относительно необходимости изготовления документации на случай пожара, то ему можно обратиться в одно из ближайших подразделений МЧС. Специалисты этого ведомства дадут квалифицированную консультацию и рекомендации.
Кроме того, в МЧС можно взять образец составления плана, который послужит основой для составления собственного документа. Для того, чтобы облегчить и ускорить работу вполне допустимо изучить примеры наиболее грамотных планов и получить их копии.
Вернуться к оглавлениюСтруктура плана эвакуации
Этот документ должен составляться по строго определенным правилам, так как от качества исполнения бумаг будет зависеть жизнь людей в критической ситуации. Состоит пожарная документация из текстовой и графической части.
Основной частью является схема (графическая часть), на которой обозначен порядок действия людей при возникновении экстремальной ситуации. В пояснительной записке (текстовой части) максимально подробно и доходчиво расписаны действия всех должностных лиц при возникновении пожара, с указанием временных показателей и способов отчетности.
Как правило, в изготовлении плана принимает участие несколько человек, отвечающих за различные направления деятельности организации.
Если все эти лица имеют равный статус, то они ставят свои подписи в нижней части бумаги. План может подписывать и заместитель руководителя, отвечающий за вопросы пожарной безопасности. Перед утверждением документ согласовывается с представителем территориального подразделения МЧС. После утверждения документации руководителем учреждения из нее делаются выписки и отдельные схемы.
Это необходимо для того, чтобы довести порядок действий при пожаре до всех людей, которые работают в здании, или его посетителей.
Схемы эвакуации при пожаре бывают следующих типов:
- Общие. Они находятся на хранении у должностного лица, отвечающего за противопожарную безопасность здания. При возникновении пожара это лицо должно незамедлительно прибыть к месту чрезвычайной ситуации для выдачи документации руководителю тушения пожара.
- Этажные. На бумаге отображаются все помещения, находящиеся на этаже, пути и способы эвакуации. Как правило, на одном уровне вывешивается несколько этажных схем.
- Локальные. На таких схемах наносится порядок действий персонала, работающего в одном большом помещении.
- Секционные. Они предназначены для помещений, имеющих сложную планировку и множество перегородок различного типа.
Как правило, схемы вывешиваются около входных дверей и в коридорах.
Вернуться к оглавлениюИсполнение графической части
Графическая часть состоит из планов каждого этажа здания. Если все этажи имеют одинаковую планировку, то делается только 1 лист, который копируется в нужном количестве экземпляров. Все помещения наносят схематично без указания мест, в которых не находятся люди (кладовки, архивы, бытовки).
На заготовку плана необходимо нанести информацию о:
- всех комнатах, где работают или теоретически могут временно находиться люди;
- дверях и окнах, в том числе вентиляционных;
- коридорах, тамбурах и холлах;
- входах на этаж и лестницы, в том числе вспомогательные, технические и внешние;
- лифтовых шахтах;
- подвальных и чердачных помещениях с указанием материалов, которые использованы в их отделке;
- системе вентиляционных каналов.
Названия всех помещений указываются на бумаге. Если комнат слишком много, то они обозначаются номерами. Расшифровка помещений указывается в условных обозначениях или в пояснительной записке. Двери, которыми можно воспользоваться, изображают в открытом виде. Закрытые выходы оснащаются сноской с указанием места, где хранятся ключи от них. Выходы на пожарные лестницы помечают соответствующей надписью.
После составления общего плана здания, на бумагу наносится следующая специфическая информация:
- маршруты движения к основным и запасным выходам (основной наносится сплошной линией, резервный — пунктиром);
- места, где находятся средства тушения пожара с их расшифровкой (песок, огнетушитель, гидрант, шанцевый инструмент);
- участки, на которых не происходит задымление во время пожара;
- ориентир места нахождения на каждой схеме, которые вывешиваются в здании;
- помещения, в которых находятся спасательные средства;
- комнаты, в которых можно безопасно спрятаться от огня и дыма при возникновении чрезвычайной ситуации.
Для удобства чтения графической части каждая группа условных обозначений имеет свой цвет. Так, все пути эвакуации рисуются зелеными стрелками. Средства пожаротушения, сигнализации и оповещения обозначаются красным цветом. Места сбора персонала, посетителей и учащихся обозначаются желтыми фигурами. Двери и лестницы рисуются черным цветом. В обязательном порядке исполнитель плана должен указать, что рекомендуется использовать основные маршруты, оставляя резервные пути на самый крайний случай.
Схема исполняется по правилам, относящимся к оформлению графических документов:
- В правом верхнем углу пишется слово «Утверждаю», под ним указывается должность руководителя, ставится его подпись и дата визирования. В левом верхнем углу свою визу согласования документа ставит ответственный сотрудник пожарной охраны МЧС.
- Под этими служебными абзацами пишется полное название документа «План эвакуации (наименование учреждения)».
- Вычерчивается подробная схема этажа с указанием всех символов и порядка действий людей при пожаре.
- Под схемой указываются условные обозначения, расписывается экспликация помещений и места сбора (днем, ночью, летом и зимой).
- Внизу листа пишется должность исполнителя документа.
В зависимости от площади помещений и сложности их планировки, графическая часть исполняется на листах форматом 600х400 мм и 400х300 мм.
Правила составления текстовой части
Текстовая часть выполняется на листах бумаги формата А4 книжной или альбомной ориентации. Документ выполняется в виде таблицы. В таблице четко расписываются все варианты возможных событий, действия персонала, подопечных, должностных лиц, временные показатели выполнения всех мероприятий.
Ориентировочная структура текстовой части может выглядеть так:
- Вызов пожарного расчета. Для того, чтобы информация прошла быстро и понятно, приводится вариант сообщения: «В школе № 223 пожар, адрес: улица Орджоникидзе, дом 18. Горит ______, сообщил _______».
- Следующим пунктом следует сделать описание порядка оповещения людей, находящихся в здании о пожаре и начале эвакуации. Это делается с помощью сирены, звонков или световых табло.
При подаче информации по системе громкоговорящей связи или по внутренней АТС, проводится оповещение голосом с использованием стандартного текста. Следует говорить о неполадках с электричеством, водопроводом или отоплением, чтобы не вызвать панику, которая может быть чревата человеческими жертвами.
- Действия должностных лиц по выводу людей из здания. Они подразумевают проверку эвакуационных путей и направление к ним своих подопечных. Старший по помещению должен провести краткий инструктаж по порядку движения к месту сбора. После этого он обязан вывести людей из комнаты и закрыть ее. По прибытию в пункт сбора проверить наличие людей и принять меры по оказанию им первой медицинской помощи. Выполнив эти действия, должностное лицо должно доложить о них своему начальнику.
- Порядок тушения пожара до прибытия расчета МЧС. Для этого задействуются люди, имеющие соответствующую подготовку и умеющие пользоваться средствами пожаротушения.
- Эвакуация имущества. Выносить в безопасное место нужно только вещи, представляющие ценность для учреждения. Для этого используется специальная тара для спасения имущества в случаях экстренной ситуации.
План утверждается руководителем организации и подписывается его заместителем.
Заключение
Даже самый продуманный план сработает только в том случае, если он доведен до всех исполнителей и проверен на практике. Ознакомление с документом проводится под подпись, назначаются дублеры ответственных лиц. Не реже, чем 1 раз в полугодие проводятся практические тренировки по эвакуации персонала.