Автобусные остановки – важный элемент градостроительной, дорожной, коммунальной, транспортной инфраструктуры. Без них невозможно оборудовать место для посадки и высадки пассажиров автобуса на улицах города.
Вернуться к оглавлениюСодержание материала
Законодательные нормы
Строители должны соблюдать стандарты, указанные в СНиП 2.07.01-89*, Приказе Минтранса России № 18 от 18 июля 2000 года. Кроме того, они обязаны получать разрешения от коммунальных и дорожных служб, органов исполнительной власти, главного архитектора, ГИБДД.
В городах расстояние от остановки до многоквартирного дома определяется правилами 42.13330.2011 «Градостроительство. Планирование и развитие городских и сельских территорий».
В рамках населённого пункта создание безопасных мест для пассажиров осуществляется коммунальными службами, а на дорогах – дорожными службами.
СНиП 2.07.01-89* установил, что минимальное расстояние между домом и остановкой составляет 20 метров. Аналогичное требование распространяется на частные дома в пригороде, сельской местности и населённых пунктах средних и малых размеров.
Если кварталы построены рядом с отстойными и разворотными зонами общественного транспорта, применяются другие стандарты. Они установлены СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 и относятся к категории «санитарно-защитная зона». От него до жилых зданий расстояние должно быть не менее 50 м.
При планировании расстояния от дома до ближайшей остановки учитывается наличие или отсутствие подъездов, пешеходных переходов, зелёных насаждений, сквозных проходов.
Основные нормы:
- Входы в микрорайон и проходы расположены на расстоянии не более 300 метров друг от друга.
- В районах, где проводится реконструкция, если есть развитие по периметру, можно делать въезды/проезды не более 180 м.
- Смежность проезжей части с автомагистралями – не менее 50 м от линий остановки, которыми оборудованы перекрёстки.
Жилые дома и дорожные сети
При расчёте расстояния от автобусной платформы посадки пассажиров до жилых зданий, детских площадок и социальных объектов строители обязаны учитывать требования социального законодательства.
Эти стандарты предназначены для комфортного и безопасного передвижения по городу, некоммерческому садоводческому товариществу и индивидуальной жилой застройке. Благодаря им автобус или другие виды общественного и грузового транспорта не будут мешать жителям.
Кроме технических стандартов при строительстве остановок в городах необходимо соблюдать требования к:
- свободному передвижению пешеходов;
- свободному проходу к машинам скорой помощи и пожарных служб;
- расположению углов зданий;
- зелёным зонам;
- детским площадкам;
- возможности заехать во двор с обеих сторон дома.
Законодательство о планировке в городах (СП 42.13330.2011 и СНиП 2.07.01-89*) и дачах (СП 53.13330.2011 и СНиП 30-02-97) содержат следующие параметры расстояния от жилого дома до остановки:
- для здания до 10 этажей – до 8 м;
- для многоквартирного дома выше 10 этажей – до 10 м;
- для частного дома – не менее 5 м.
Более близкие расстояния будут считаться нарушением, поскольку они будут мешать спасательным службам быстро добираться к домам. Кроме того, звуки транспорта будут слышны в каждой квартире здания.
Читайте на нашем сайте: минимальное расстояние от дома до магазина.
Вернуться к оглавлениюДругие нормативы для обустройства остановок
Комплексы и платформы, где происходит посадка и высадка пассажиров автобусов, должны находиться на правильном расстоянии от пешеходной улицы и проезжей части, дорожного полотна и его элементов.
В законодательстве обозначены минимально допустимые значения. Там же прописано, что для создания максимально возможных дистанций необходимо получить согласие соответствующих служб и органов власти.
При создании правильного расстояния от автобусной остановки до частного дома или многоквартирного жилого здания нужно соблюдать следующие параметры:
- ширина улиц – больше 15 м;
- передвижение любого вида общественного или личного транспорта – 9 м;
- поворот и разворот дороги – 6 м;
- улица и проезжая часть – 7 м;
- проезд – 3,5 м;
- в дачных посёлках, где дома строят по обе стороны дороги, расстояние не меньше 5 м, а по сторонам проулка – не меньше 3 м.
Имеет значение и то, как близко от остановки находятся стоянки для машин, игровые площадки, железнодорожные станции, магистрали, аэропорты. Такие дистанции нельзя делать краткими, чтобы не нарушать законодательные требования (таблица 1).
Таблица 1. Метраж от жилого дома до объектов социальной, транспортной и городской инфраструктуры
Название | Дистанция в метрах |
До проездов внутри дома | 3 |
От окон первого этажа до проезжей части | не меньше 8 |
Территория отдыха для взрослых | 10 |
Спортивные площадки | 10 |
Стоянка для машин | 10 |
Полоса зелёных насаждений между дорогами, жилыми домами и дачами | 10 |
Игровые зоны для детей младшего возраста | 12 |
Хозяйственные постройки | 20 |
Проезд внутри района | от 25 |
Территория для выгула собак | 40 |
От проезжей части до жилого сектора | не меньше 50 |
Железнодорожные пути в выемке и со специальными шумоизоляционными механизмами вместе с санитарной зоной | не больше 50 |
От бровки автомобильных путей IV категории до жилой постройки и дач | 50 и 25 |
Железная дорога вместе с санитарной зоной | минимум 100 |
Морские и речные порты | не меньше 100 |
От бровки автомобильных путей первой, второй и третьей категории до жилой постройки и дач | 100 и 50 |
При проектировании остановки учитывается радиус закругления проезжей части или дороги. Кромка тротуара во внимание не принимается, как и разделительные полосы.
Для магистралей и дорог с регулируемым движением устанавливается радиус в 8 м, дорог местного значения – 5 м, на транспортных площадях – 12 м.
Если бордюра нет, ширина радиуса увеличивается на один метр для каждой полосы движения.